В Италию поездом

О железнодорожном сообщении между Италией и другими странами

В силу разных причин для многих людей вариант лететь в Италию самолетом неприемлем. Поэтому рассмотрим в качестве альтернативы железнодорожное сообщение.

Россиянам на заметку
Если говорить о прямых поездах из России в Италию, то выбор всегда был невелик. В свое время ходил поезд Москва – Ницца, следовавший транзитом через Больцано, Верону, Милан, Геную и некоторые другие итальянские города. Однако сейчас и этого поезда нет. А потому добраться до Италии по железной дороге напрямую из России не представляется возможным. Да и с пересадками добираться тоже проблематично. Иными словами, в настоящее время между Италией и Россией нет никакого железнодорожного сообщения – ни прямого, ни транзитного. Тем не менее, можно что-то придумать, комбинируя ж/д и автотранспорт.

Для начала поговорим о том, откуда (из каких стран) вообще можно добраться до Италии поездом.

Прямые поезда в Италию: откуда и куда можно доехать

Самое простое и логичное, с чего стоит начать поиск прямых железнодорожных маршрутов, – открыть карту и посмотреть, с какими странами граничит Италия. Так, собственно, и поступим, двигаясь при этом с востока на запад.

Словения

Словения – самый восточный сосед, имеющий сухопутную границу с Италией. Прямое железнодорожное сообщение между Италией и Словенией тоже имеется. Поезда соединяют словенскую столицу Любляну с итальянскими городами Триест и Удине (более подробную информацию о соответствующих маршрутах можно почерпнуть на сайте крупнейшего ж/д перевозчика Италии www.trenitalia.com – см. здесь).

Это то, что лежит на поверхности. Однако есть и другой, чуть менее очевидный железнодорожный маршрут, пролегающий между словенскими городами Есенице (Jesenice) и Нова-Горица (Nova Gorica) – см. potniski.sz.si (кстати, поезда следуют мимо небезызвестного Бледского/Блейского озера – станция Bled Jezero). Фокус в том, что словенская Нова-Горица – это фактически продолжение итальянской Гориции (итал. Gorizia). Поезда из Словении прибывают на вокзал Nova Gorica, расположенный буквально в нескольких шагах от словенско-итальянской границы. Достаточно пересечь привокзальную площадь и вы в Италии. Далее из Гориции, только уже с другого вокзала – Gorizia Centrale, можно отправиться в те же Триест и Удине, в Венецию или даже напрямую в Рим, поскольку существует ночной поезд Триест – Рим, следующий через Горицию (см. опять-таки www.trenitalia.com).

Транзитом через Словению удобно ехать в Италию из стран Балканского полуострова: в первую очередь из Хорватии (существуют, в частности, прямые поезда Загреб – Любляна), во вторую – изо всех остальных, включая Сербию (между Белградом и Любляной есть автобусное сообщение). При желании можно составить сухопутный маршрут в Италию даже из Турции – через столицу Болгарии Софию и те же Белград, Загреб, Любляну. Ехать конечно придется с несколькими пересадками, но путешествие обещает быть чрезвычайно насыщенным.

Австрия

Между Италией и Австрией Альпы. Но поездам горы не помеха. Железнодорожное сообщение между странами давно налажено и работает исправно. Существуют как дневные, так и ночные поезда, связывающие крупные города Австрии с городами Италии. В частности, из Вены есть прямые поезда в Милан, Венецию, Ливорно и Рим (см. www.trenitalia.com и www.oebb.at, а также www.nightjet.com – специальный сайт Австрийских железных дорог, посвященный ночным поездам в Италию и другие страны Европы). Теми же поездами удобно добираться до Вероны, Удине, Болоньи, Флоренции и Пизы.

В былые времена для россиян удобство заключалось еще и в том, что в Вену можно было добраться без пересадок поездом из Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, австрийскую столицу было удобно использовать в качестве перевалочного пункта на пути в Италию. Сейчас у путешественников из России такой возможности нет. Однако, если вас не смущают самолеты, то до Вены несложно долететь, как минимум, через Белград, Стамбул и Ереван. Это и удобно, и сравнительно недорого. Авиабилеты с вылетом из Москвы, Питера и других российских городов см. здесь. А об авиасообщении между Италией и Россией вообще читайте тут.

Также не стоит упускать из виду Инсбрук и Зальцбург. Из Инсбрука легко и просто можно добраться поездом до таких итальянских городов, как Больцано и Тренто, а также до Вероны, Виченцы, Падуи и Венеции. А из Зальцбурга – до Болоньи, Флоренции и Рима.

Через Австрию удобно ехать в Италию из Чехии, Словакии и Венгрии. Все эти страны имеют прямое железнодорожное сообщение с Веной, хотя из Венгрии и Словакии можно проложить маршрут и через рассмотренную выше Словению. Если расширить горизонты, то через Австрию в Италию вполне реально организовать железнодорожное путешествие и из Германии (есть, к примеру, ночные поезда Берлин – Грац, следующие через Вену), и из Польши (поезд Варшава – Грац, тоже через Вену) и даже из Нидерландов (поезда Амстердам – Вена и Амстердам – Инсбрук, через Германию).

О Германии, кстати, следует поговорить отдельно.

Германия

Германия, как нетрудно заметить, не имеет общей границы с Италией. Но это не мешает странам иметь довольно развитое железнодорожное сообщение. Из Мюнхена ходят прямые поезда в Верону, Венецию, Милан и Рим (см. www.trenitalia.com и www.bahn.de) – через Австрию. Также есть прямые поезда из Франкфурта-на-Майне в Милан – через Швейцарию. До Франкфурта и Мюнхена, в свою очередь, не составляет большого труда добраться практически из любого другого крупного города Германии и не только.

Получается, что Германию, как и Австрию, вполне можно использовать в качестве промежуточного звена на пути в Италию из тех же Нидерландов или Бельгии, а также из Дании, Швеции и Норвегии.

Швейцария

Как уже было отмечено выше, через территорию Швейцарии следуют поезда по маршруту Франкфурт-на-Майне – Милан. Благодаря этим поездам в Италию удобно ехать из Базеля, Люцерна, Лугано и ряда других городов. Кроме того, существуют прямые поезда, связывающие Цюрих c Миланом, Генуей, Венецией и Болоньей (см. www.trenitalia.com и www.sbb.ch). Плюс поезда Женева – Милан. Словом, выбор вполне себе неплохой. А потому Швейцарию тоже имеет смысл рассматривать на предмет транзита.

Через Швейцарию особенно удобно добираться до всевозможных мест и местечек на берегах озер Маджоре и Комо. К примеру, поезд Женева – Милан делает остановку в Стрезе (Stresa), что на озере Маджоре, рядом с Борромейскими островами. А поезда с отправлением из Цюриха и Франкфурта-на-Майне останавливаются в городе Комо, что на берегу одноименного озера.

Франция

Франция граничит с Италией на северо-западе и, очевидно, тоже имеет прямое железнодорожное сообщение с итальянскими городами (см. www.trenitalia.com и www.sncf.com). Есть, в частности, поезд Париж – Милан, следующий через Лион (Франция) и Турин (Италия). Это если путешествовать марш-бросками. А если двигаться мелкими перебежками, стоит обратить внимание на региональный маршрут Ницца – Вентимилья (Ventimiglia), соединяющий Лазурный берег Франции с итальянской Западной Лигурией (к слову, подробнее о лигурийских курортах читайте здесь).

Выбор, прямо сказать, не самый богатый, но и то что есть – подспорье для туриста немалое. К примеру, Лион вполне можно использовать в качестве транзитного пункта на пути в Италию из Испании (существует поезд Барселона – Лион) и Бельгии (есть поезда из Брюсселя). То же самое можно сказать о Париже. Есть поезд Барселона – Париж и поезда из Бельгии. Кроме того, по железной дороге через Париж удобно добираться до Италии из Англии (поезд Лондон – Париж). Можно ехать также из Нидерландов (поезд Амстердам – Париж) и Германии (поезд Кёльн – Париж). И другие маршруты при желании разработать реально. Стоит иметь в виду, к примеру, поезд Мадрид – Марсель. Португалия, северо-западная Испания и юго-западная Франция тоже взаимосвязаны посредством сети железных дорог. И т.д. и т.п.

Дополнительные рекомендации

Все эти и многие другие возможности открывают широкий простор для фантазии путешественника. На пути в Италию можно провести несколько дней и в других странах, разбив таким образом один длинный переезд на несколько коротких неутомительных сегментов. В этом случае вам могут пригодиться проездные абонементы Eurail / InterRail, которые позволяют существенно сэкономить на билетах при активном использовании железнодорожного транспорта. Подробнее об их особенностях можно почитать, к примеру, здесь (на английском).

Также стоит помнить о том, что при заблаговременной покупке билетов как в Италии, так и в других европейских странах действуют ощутимые скидки. Причем ж/д билеты можно приобретать не только у крупных национальных железнодорожных компаний (Trenitalia, ÖBB и т.д.), но и у всевозможных перевозчиков помельче, вроде Trenord (см. www.trenord.it), Italo (см. www.italotreno.it) и т.п.

Кроме того, существует множество онлайн-сервисов, специализирующихся на продаже железнодорожных билетов:

  • italiarail.com, www.raileurope.com, www.thetrainline.com – сайты, удобные с точки зрения организации железнодорожных путешествий по Италии и другим странам Европы.
  • www.tutu.ru, poezd.ru – сайты российских билетных агентств (правда, в настоящее время они бесполезны с точки зрения ж/д поездок в Европу).

Наконец, помимо официальных сайтов железнодорожных компаний и билетных агентств существуют и различные независимые информационные ресурсы. В частности, стоит обратить внимание на www.seat61.com. Сайт на английском и первоначально был посвящен железнодорожным путешествиям с отправлением из Лондона. Тем не менее, на его страницах содержится масса полезной информации о железных дорогах мира, включая Италию и все прочие страны, упомянутые выше.