Ка' Фоскари

Описание, фото и т.д.
Палаццо Фоскари – яркий образец домов венецианской знати. Красноватый фасад, отличающийся симметричностью и ажурностью, сразу приковывает внимание к зданию. В свое время этот дворец служил местом размещения королевских особ, посещавших Венецию.
i-Italia.ruКа' Фоскари (Венеция, Италия)

Дворец Ка' Фоскари (Ca' Foscari) или палаццо Фоскари (Palazzo Foscari) – яркий образец домов представителей венецианской знати. Красноватый фасад, отличающийся симметричностью и ажурностью, сразу приковывает внимание к зданию.

Нужно заметить, что, прежде чем перейти во владение рода Фоскари (кстати, ударение на «о»), дом, находившийся на этом месте, принадлежал семье Джустиниани (Giustiniani, или Giustinian – Джустиниан), как и расположенное по соседству палаццо Джустиниан. Правда, то здание, построенное приблизительно в конце XIV – начале XV вв., выглядело совершенно иначе. «Дом с двумя башнями» (casa или palazzo delle due torri) – так его называли.

В 1428 году это строение было куплено Венецианской Республикой и подарено герцогу Мантуанскому из династии Гонзага (Gonzaga). Затем в конце 1430-х оно было передано Франческо Сфорце (Francesco Sforza), кондотьеру и родоначальнику миланской ветви Сфорца. Однако в 1447 году после того, как Сфорца расторгнул союз с Венецией, власти забрали палаццо обратно.

Вид на Ка' Фоскари с Большого канала (Венеция, 2008 г.)

Наконец, в 1452 году дворец оказался во владении дожа Венеции Франческо Фоскари (Francesco Foscari), который выкупил его на аукционе. Здесь, в Ка' Фоскари, он проведет последние дни своей жизни, после того, как будет смещен с должности. Случай просто беспрецедентный, поскольку обычно дож назначался пожизненно. Но ссылка Якопо Фоскари, сына Франческо Фоскари, на остров Крит, где он вскоре умер, а также давление со стороны Совета Десяти заставили дожа покинуть свой пост. После этого события он прожил всего неделю и скончался в возрасте 84 лет. Тем не менее, в виду былых заслуг и по настоянию венецианских граждан он был похоронен со всеми почестями в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Эти драматические события, правда, в несколько «охудожествленном» виде, легли в основу сюжета пьесы Байрона «Двое Фоскари».

Но все это случилось позже, а в 1450-х гг., когда Фоскари только приобрел «Дом с двумя башнями», он, полагая, что дом этот слишком беден, чтобы считаться жилищем семьи дожа, решает полностью его перестроить. Новый роскошный и величественный дворец был построен в готическом стиле. Прежде всего, впечатляют его размеры. Уже один тот факт, что его внутренний двор являлся одним из самых больших среди всех жилых строений Венеции, после Дворца дожей, говорит о многом.

Фасад Ка' Фоскари запоминается характерными для венецианской готики арочными галереями. В верхней части оконных арок можно видеть традиционные для построек того времени четырехлистники (аналогичные элементы присутствуют на фасадах Дворца дожей, Ка' д'Оро и многих других палаццо), капители колонн украшены изображениями львиных голов и растительным орнаментом. Над окнами третьего яруса здания размещен широкий мраморный фриз, в центре которого шлем, видимо, как символ военной власти дожа. По обе стороны от него расположены путти (ангелочки), которые держат гербы семьи Фоскари с изображением крылатого венецианского льва.

Фриз на фасаде Ка' Фоскари (Венеция, 2008 г.)

Цокольный этаж палаццо использовался для размещения подсобных и складских помещений. Главный вход палаццо традиционно обращен к Гранд-каналу. Каналы всегда служили венецианцам в качестве основных транспортных магистралей, а торговля была для жителей Венеции наиважнейшим видом деятельности. Соответственно, жилища строились так, чтобы с воды удобно было загружать и выгружать доставляемые по воде товары. Этот принцип распространялся как на здания, находившиеся во владении торговцев, так и на патрицианские палаццо Гранд-канала. Помимо чисто практической цели, главный портал здания, безусловно, был еще и его украшением. Поэтому он был, как правило, ярче и богаче украшен, чем вход, располагавшийся со стороны суши. Сейчас это уже далеко не всегда так, в том числе и в случае Ка' Фоскари. На первом и втором этажах (втором и третьем в нашем понимании) дворца располагались жилые помещения, а также кабинеты для ведения дел и залы для приема гостей – «piano nobile» в традиционной итальянской терминологии.

За большой центральной аркадой окон скрывается просторный холл, украшенный в середине 1930-х годов фреской работы Марио Сирони (Mario Sironi). В настоящее время он носит название «Зал Баратто» («Aula Baratto»; также его называют – «Aula Magna», т.е. «Большой зал») в честь Марио Баратто, профессора итальянской литературы и ярого оппонента фашистского режима.

«Зал Баратто» в Ка' Фоскари (Венеция, 2010 г.)

На фреске Марио Сирони изображен ряд аллегорических фигур: это, помимо всего прочего, венецианский крылатый лев и Венеция в образе восседающей на троне женщины с макетом Ка' Фоскари в руках, а также олицетворения медицины и техники, представленные художником опять-таки в образе женщин, одна из которых опирается на колесо, а другая держит в руках кадуций. Другой художник, Марио Делуиджи (Mario Deluigi), близкий друг Карло Скарпы (Carlo Scarpa), вместе с которым они когда-то посещали венецианскую Академию изящных искусств, а позже периодически сотрудничали в рамках различных проектов, также был приглашен украсить стены палаццо Фоскари. Делуиджи, тяготевший в те годы к кубизму, украсил Ка' Фоскари изображением учителя-философа в окружении учеников. Позже его творение было перенесено в «Большой зал» в дополнение к выполненной в схожем стиле фреске Сирони.

Дворец Фоскари долгое время носил элитарный статус, и в свое время служил местом размещения королевских особ, посещавших Венецию. Так, в 1574 году на протяжении нескольких дней здесь жил король Франции Генрих III, последний из династии Валуа. Он был поражен Венецией с первых минут своего пребывания и до последнего мгновения. Впрочем, это нисколько не удивительно. Зная о приезде столь высокопоставленной (и значимой для Венецианской Республики с политической точки зрения) особы, дож распорядился оказать поистине королевский прием, отправив за дорогим гостем Бучинторо, позолоченную тридцатиметровую галеру. Специально для Генриха была сделана посуда из сахара, а к окнам Ка' Фоскари на плотах доставили муранских мастеров, которые на глазах у короля выдували из стекла невиданные вещи.

Однако к середине XIX века от былого великолепия дворца не осталось и следа – он находился на грани разрушения, в связи с чем была осуществлена его реставрация, которая, по свидетельству Джона Рёскина, только навредила палаццо Фоскари, хотя и была необходима. После реставрации здесь были размещены австро-венгерские казармы.

Фонарь Карло Скарпы на фасаде Ка' Фоскари (Венеция, 2008 г.)

Вообще, будучи довольно древним строением, дворец Фоскари подвергался неоднократным реконструкциям. В 1936 году были проведены реставрационные работы под руководством уже упоминавшегося архитектора Карло Скарпы. В 1956 году Скарпа продолжил реставрацию. Тогда, в частности, был сооружен своеобразный коридор «Зала Баратто», отделанный деревом, а сам зал был преобразован в аудиторию. Кроме того, благодаря Скарпе появились лампы и фонари, являющиеся одной из «изюминок» палаццо в его современном виде.

Очередная реставрация пришлась на 1979 год, когда часть интерьеров дворца была повреждена пожаром.

Наконец, в 2004 – 2006 гг. была осуществлена еще одна реконструкция Ка' Фоскари, в результате которой были повышены степени безопасности и функциональноси здания.

Сегодня в стенах великолепного Ка' Фоскари располагается ряд отделений и учреждений одноименного университета (Università Ca' Foscari).

Еще одной примечательной особенностью Ка' Фоскари уже на протяжении нескольких веков является то, что палаццо ежегодно становится одним из эпицентров жизни Венеции. Дворец расположен на изгибе Гранд-канала, что очень удобно с точки зрения обзора. Именно поэтому во время Исторической регаты (Regata Storica), поводящейся ежегодно в первое воскресенье сентября, рядом с ним располагается плавучая платформа, с которой за ходом регаты наблюдает жюри. Там же проводится награждение победителей.