Фондако деи Турки

Описание, фото и т.д.
Здание фондако деи Турки имеет одну из самых древних историй в Венеции. Оно является ярчайшим образцом венето-византийского стиля в архитектуре. Однако сведения о его создании носят обрывочный и противоречивый характер.
i-Italia.ruФондако деи Турки (Венеция, Италия)

Здание фондако деи Турки (Fondaco dei Turchi, или Fontego dei Turchi) имеет одну из самых древних историй в Венеции. Сведения о его создании носят весьма обрывочный и противоречивый характер. Согласно одной из версий, первоначально оно было возведено в 1225 году для Джакомо Пальмиери, богатого вельможи из Пезаро (Pesaro), который по политическим причинам искал убежища в Венеции. По другой версии, дворец был построен для венецианской семьи Пезаро. В некоторых случаях Джакомо Пальмиери фигурирует в качестве архитектора. При этом первоначальная постройка датируется в диапазоне с X по XIII вв., то есть относится к периоду, когда на архитектуру Венеции сильнейшее влияние оказывали традиции византийского зодчества, трансфоримровавшиеся в так называемый венето-византийский стиль. Собственно говоря, образцом этого стиля и является фондако деи Турки.

Фондако-деи-Турки (Венеция, 2014 г.)

В 1381 году в результате череды исторических событий здесь расположилась резиденция герцога Феррары – Николо II д'Эсте. В то время дом часто так и называли – «Дворец герцогов Феррары» (Palazzo dei Duchi di Ferrara). Можно представить, насколько хорош он был, если его чертоги неоднократно принимали лиц королевских кровей, посещавших столицу Светлейшей Республики. Именно здесь в 1438 году Николо III д'Эсте принимал византийского императора Иоанна VIII Палеолога на его пути в Феррару. В интернете также можно встретить информацию, что в этом дворце останавливался другой император – Иоанн V Палеолог. По всей вероятности, это ошибочные сведения, хотя Иоанн V, действительно, бывал в Венеции и не раз. Правда, его воспоминания о городе, скорее всего, сохранили весьма неприятный осадок. В 1370 году Иоанн V стал заложником довольно щекотливой ситуации – он был задержан за долги. Длительное время императора не выпускали из Венеции, пока его младший сын Мануил, не вернул долг.

Впоследствии дворец еще не раз менял своих хозяев, пока, наконец, в начале XVII века не был приобретен венецианским патрицием Антонио Приули. В 1621 году, уже будучи дожем, Приули передал здание в пользование турецкой купеческой общине. Так, в период с начала XVII и до середины XIX века этот дворец фактически превратился в гетто выходцев из Османской империи (отсюда и дожившее до наших дней название – «Фондако деи Турки»). Здание дворца одновременно служило и складом, и жилым домом, и местом торговли для турок, как и Фондако деи Тедески для немцев.

Для жителей фондако существовал ряд правил: прежде всего, было оговоренное время, когда житель общины мог входить и выходить из здания. Кроме того, торговцы обязаны были снабжать Венецию маслами, воском и шерстью на льготной основе.

В начале XIX века торговля с Востоком пошла на спад. Кроме того, в 1838 году в очередной раз сменился хозяин дворца и в конечном итоге здание фондако деи Турки перешло в пользование городских властей. Таким образом, в середине XIX века турецкий период в истории дворца завершился. Фактически с тех пор осталось только название.

В 1861 году начались обширные реставрационные работы под руководством Федерико Беркета (Federico Berchet). К тому моменту дворец претерпел существенные видоизменения и пребывал в плачевном состоянии. Так, еще в XVII веке были разрушены обе его башни, а первый этаж фасада с годами «оброс» пристройками. Реставраторы старались вернуть дворцу его прежний облик, воспроизводя утраченные черты венето-византийского стиля. Во время указанных работ были воссозданы башни дворца и зубцы его карниза, на фасад вернулась мраморная облицовка, а галереи первого и второго этажей освободились от пристроек и прочих наростов времени.

После проведенной реставрации, в 1880 году, в фондако деи Турки расположился городской музей Коррера (Museo Civico Correr; его часто так, на итальянский манер, и называют – «Музей Коррер»). Однако в 1923 году он был перенесен в здание на площади Сан-Марко. Тогда в освободившемся здании было решено учредить Музей естественной истории, чтобы объединить коллекции, которые хранились по частям в разных музеях города: в музее Коррера, в венецианском Институте науки, искусства и литературы, а также в частных коллекциях.

Сегодня экспозицию музея составляют палеонтологические коллекции, которые могут похвастаться такими экспонатами, как скелет доисторического крокодила, а также множеством скелетов динозавров. Кроме того, на первом этаже здания можно познакомиться с обитателями подводного мира – здесь расположено несколько аквариумов.