Необычное здание палаццо деи Камерленги (Palazzo dei Camerlenghi) выходит на Гранд-канал двумя своими сторонами, образующими угол. Это палаццо было возведено в 1525–1528 гг. по проекту архитектора Гульельмо деи Григи (или Гриджи, Guglielmo dei Grigi). Дворец Камерленги (дословно «дворец камерлингов») примечателен еще и тем, что это было одно из первых зданий в Европе, предназначенных специально для размещения административных учреждений. Изначально здесь было размещено казначейство, а затем – судебные службы, финансовая (счетная) палата и даже тюрьма для несостоятельных должников.
Здание являет собой пример раннего Ренессанса в архитектуре. Оно имеет довольно странную форму пятиугольника, тем самым, повторяя изгибающуюся в этом месте линию Гранд-канала. Когда-то стены палаццо были украшены окружностями из драгоценных металлов, чтобы подчеркнуть значимость располагавшихся в нем учреждений. К сожалению, большинство этих элементов было с течением времени утрачено. Многочисленные окна палаццо, выходящие на Большой канал, расположены в арках, украшенных колоннами с растительным орнаментом по верху.
Если говорить о внутреннем убранстве, то стоит отметить, что когда-то здесь располагалось свыше двухсот картин самых знаменитых художников Венецианской Республики, и некоторые из них (картин) имели поистине колоссальные размеры. Говорят, что существовала традиция, согласно которой каждый судья, отходя от дел, должен был преподнести картину в дар палаццо. Однако после захвата Венеции Наполеоном в 1797 году, коллекция была разграблена и частично уничтожена. Немногие уцелевшие полотна хранятся сейчас в Музее Академии.
Самую большую популярность палаццо деи Камерленги, тем не менее, принесли вовсе не его пятиугольная форма и не картины, украшавшие когда-то его интерьеры, а неоднозначные изображения на капителях колонн. В частности, одно изображение являет собой горгулью, сидящую на жаровне, а другое – фавна (сатира) с тремя ногами.
Считается, что таким образом в камне была увековечена народная молва о расположенном поблизости мосте Риальто. Мост в этом месте существовал давно и пережил за свою длинную историю не одну перестройку. Изначально он был наплавным. Позже был построен деревянный мост, который был сожжен во время восстания 1330 года. Его преемник, тоже деревянный, рухнул в 1444 году под тяжестью толпы, наблюдавшей за свадебной процессией, которая следовала по Гранд-каналу. Очередной деревянный мост был уничтожен пожаром в 1514 году.
В общем, не везло венецианцам с мостами, и когда, наконец, было принято решение возвести новый, теперь уже каменный мост, немногие верили, что он будет-таки построен. На то, чтобы выбрать подходящий проект, ушел не один десяток лет. В ответ на вопрос: «Когда достроят мост?» – можно было получить что-то вроде: «Когда у женщин загорится <причинное место>, а у мужчин вместо <известного органа> вырастет третья нога». Венецианцы, конечно, выразились бы прямее, но, думается, суть ясна. Отсюда и горгулья на жаровне, и фавн с той самой легендарной третьей ногой на капителях колонн. Их можно обнаружить на фасаде палаццо деи Камерленги со стороны, примыкающей к мосту Риальто, который был-таки построен в 1591 году.