Экскурсия по Гранд-каналу

Часть 1. От вокзала Санта-Лючия до моста Риальто
Здесь вы найдете подробное описание маршрута самостоятельной прогулки по Гранд-каналу. Часть 1: от вокзала Санта-Лючия до моста Риальто.
i-Italia.ruСамостоятельно по Гранд-каналу. Часть 1

В самом начале экскурсии, находясь вблизи вокзала Санта-Лючия, стоит осмотреться по сторонам. Пожалуй, первое, что должно броситься в глаза, – это Мост Скальци (Ponte dei Scalzi), один из четырех, соединяющих берега Гранд-канала. Он был построен в 30-х годах XX века и, по венецианским меркам, является довольно молодым сооружением. Его название, Понте деи Скальци, переводится как «Мост босоногих», и, по всей видимости, происходит от названия церкви, Chiesa dei Scalzi, расположенной слева от моста, на левом берегу Гранд-канала. Построенная во второй половине XVII и освещенная в начале XVIII века, Церковь деи Скальци предназначалась ордену так называемых босых (scalzi) братьев-кармелитов. Здесь же находился и кармелитский монастырь.

С другой стороны Большого канала, буквально напротив вокзала Санта-Лючия, можно увидеть еще одну церковь – Сан-Симеон Пикколо (Chiesa di San Simeon Piccolo). Она была построена в середине XVIII века и примечательна, прежде всего, своим внешним видом. Говорят, что Наполеон, впервые взглянув на нее, выразился в духе Алисы в Стране чудес, будто видал он церкви без купола, но купол без церкви!.. Или это Алиса выразилась в духе Наполеона?.. Впрочем, неважно. Факт остается фактом, и едкое замечание относительно купола довольно точно характеризует архитектурные особенности этой (piccolo – маленький) небольшой церкви. Кстати, возвращаясь немного назад, отметим, что на месте современной железнодорожной станции вплоть до 1861 года также стояла церковь – Санта-Лючия (Chiesa di Santa Lucia). Отсюда и название вокзала. В середине XVIII века со стороны церкви Сан-Симеон Пикколо открывался вот такой вид (слева как раз можно видеть церковь Санта-Лючия):

Франческо Гварди. Вид на Гранд-канал, церкви Санта-Лючия и Скальци (Венеция, 2-я половина XVIII в.)

Однако двинемся дальше. Миновав мост Скальци, стоит обратить взор налево. Там на заднем плане вы увидите выглядывающие из-за крыш купол и кампанилу Церкви Сан-Джеремия (San Geremia), т.е. святого Иеремии. Именно сюда из разрушенной церкви Санта-Лючия были перенесены мощи святой Люции Сиракузской. Здесь они хранятся и по сей день, о чем свидетельствует надпись на фасаде, выходящем на Гранд-канал, – вы сможете ее увидеть всего через пару минут, когда вапоретто поравняется с церковью. Свой современный вид церковь Сан-Джеремия приобрела сравнительно недавно, во второй половине XIX века, когда был завершен ее фасад, хотя одноименный храм, переживший впоследствии несколько масштабных перестроек, существовал на этом месте, вероятно, уже в XI веке.

Еще несколько минут и вапоретто проследует мимо скромной Церкви Сан-Маркуола (Chiesa di San Marcuola), также расположенной на левом берегу Большого канала. Впервые церковь появилась здесь приблизительно в IX–X вв., а современная постройка датируется второй половиной XVII – первой половиной XVIII веков (строили ее более шестидесяти лет, однако фасад так и остался незавершенным).

Фондако-деи-Турки (Венеция, 2014 г.)

На противоположном берегу, практически напротив церкви Сан-Маркуола, находится куда более пышно украшенное здание, известное как Фондако деи Турки (Fondaco dei Turchi или, на венецианском диалекте, Fontego dei Turchi). Нынешний вид этот дворец обрел в результате обширных реставрационных работ, проведенных во второй половине XIX века. До того момента в его стенах было размещено турецкое подворье (так, собственно говоря, приблизительно и переводится на русский язык «fontego dei turchi»), а сейчас здесь располагается довольно интересный Музей естественной истории.

По соседству с фондако деи Турки находятся еще два интересных здания – Фондако дель Меджио (Fondaco del Megio, или Deposito del Megio, т.е. Зернохранилище) и Палаццо Беллони-Батталья (Palazzo Belloni Battaglia).

Палаццо Беллони-Батталья, зернохранилище и фондако деи Турки (Венеция, 2012 г.)

Зернохранилище, долгие годы игравшее важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Венеции, имеет весьма аскетичные черты, что ничуть не удивительно, исходя из его предназначения. Палаццо Беллони-Батталья, крыша которого увенчана своеобразными шпилями-обелисками, напротив, являет собою образец пышного барокко в исполнении известного венецианского архитектора Бальдассаре Лонгены (Baldassarre Longhena) – его творения еще не раз встретятся нам в ходе прогулки по Гранд-каналу.

Если снова посмотреть на левый берег Большого канала, то взору предстанет не менее величественный дворец в ренессансном стиле – Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin Calergi). Сейчас в этом дворце располагается Венецианское казино (Casino di Venezia), о чем наглядно свидетельствует вывеска над парадным входом со стороны канала, а также Музей Рихарда Вагнера (Museo Wagner), который скончался от сердечного приступа в стенах палаццо Вендрамин-Калерджи, проведя здесь последние месяцы своей жизни.

Церковь Сан-Стае (Венеция, 2017 г.)

Тем временем продолжим знакомство с достопримечательностями Гранд-канала, снова обратив внимание на правый берег. Чуть в глубине вы увидите Церковь святого Евстафия и сподвижников-мучеников (Chiesa di Sant'Eustachio e Compagni martiri). Столь многосложное наименование церкви в устах венецианцев превратилось в краткое Сан-Стае (San Stae). Под этим названием она, как правило, и фигурирует во всех путеводителях. Чуть дальше, в пятидесяти-шестидесяти метрах от церкви Сан-Стае, находится роскошный дворец Ка' Пезаро (Ca' Pesaro). К его созданию приложил руку упоминавшийся выше Бальдассаре Лонгена. К сожалению, архитектор не дожил до окончания строительства, однако дворец, как и ряд других творений Лонгены, был завершен его учеником, Антонио Гаспари (Antonio Gaspari), в строгом соответствии с чертежами автора. В настоящее время здесь располагаются Музей современного искусства (Galleria Internazionale d’Arte Moderna) и Музей восточного искусства (Museo d’Arte Orientale).

Ка' Фавретто и Ка' Корнер делла Реджина (Венеция, 2012 г.)

Следующий величественный дворец, которому также стоит уделить особое внимание, вы обнаружите в двух домах от Ка' Пезаро. Это – Ка' Корнер делла Реджина (Ca' Corner della Regina), который имеет очевидные внешние сходства с Ка' Пезаро. Однако его построил вовсе не Лонгена, как можно было бы подумать, и даже не Гаспари, а другие архитекторы – Джованни Скальфаротто (Giovanni Scalfarotto) и Доменико Росси (Domenico Rossi). Росси, кстати, помимо всего прочего является автором фасада церкви Сан-Стае, о которой шла речь выше.

Впрочем, не будем здесь излишне углубляться в историю архитектуры Венеции, дабы не утонуть в изобилии имен, преемственных связей и стилей. Лучше продолжим нашу прогулку и обратим внимание на небольшой яркий дом по соседству с белокаменным палаццо Корнер делла Реджина. В XIX веке здесь жил итальянский художник Джакомо Фавретто (Giacomo Favretto), по имени которого, чаще всего, этот дом и называют – Ка' Фавретто. Возможно, с точки зрения архитектуры, как и Джакомо Фавретто с точки зрения мировой живописи, он ничем особым не примечателен, однако есть в нем (да и в творчестве Фавретто, пожалуй, тоже) что-то притягательное, теплое, уютное. А потому совсем не удивительно, что сейчас в этом доме располагается отель, из окон которого уже можно рассмотреть знаменитое палаццо Ка' д'Оро. (К слову, если выбирать гостиницу с видом на Ка' д'Оро, то лучше отдать предпочтение отелю L'Orologio.)

Ка' д'Оро (Венеция, 2015 г.)

Ка' д'Оро (Ca' d'Oro) находится на левом берегу Гранд-канала, и пропустить его будет довольно сложно. Дворец буквально приковывает взгляд, не в последнюю очередь благодаря ассиметрии своего фасада. Кроме того стоит отметить богатство убранства его лоджий, над которыми работали Джованни и Бартоломео Боны (отец и сын, Giovanni Bon и Bartolomeo Bon). В наши дни здесь, как и во многих других дворцах Большого канала, находится музей – Галерея Джорджо Франкетти (Galleria Giorgio Franchetti), – заслуживающий не меньшего внимания, чем само палаццо. Кстати сказать, во многом именно благодаря Джорджо Франкетти мы можем видеть Золотой дом (так переводится «ca' d'oro») примерно в том виде, в котором он был построен в XV веке. Конечно, немало воды утекло с тех пор, и дворец подвергался многократным перестройкам, но при Франкетти (он владел дворцом в конце XIX – начале XX вв.) началось возрождение чуть было не утраченного готического характера этого палаццо.

Отсюда уже совсем близко до моста Риальто, своеобразным предвестником которого является неоготическое здание рыбного рынка (Pescheria di Rialto – Пескерия ди Риальто), расположенное на правом берегу, наискось по отношению к палаццо Ка' д'Оро. Само это здание было построено лишь в начале XX века, однако рынок Риальто (Mercato di Rialto) существует уже не одну сотню лет. Риальто, вообще, является одной из древнейших частей Венеции, а мост Риальто (Ponte di Rialto) долгое время оставался единственным мостом через Гранд-канал. Поэтому вполне закономерно, что его окрестности всегда были местом бойкой торговли. Помимо рынка в этом районе развивались кредитные учреждения и банки. Здесь же находится одна из старейших церквей Венеции – Сан-Джакомо ди Риальто (Chiesa di San Giacomo di Rialto), относящаяся, вероятно, к XI–XII вв. Правда, с Гранд-канала ее, как и большую часть рынка, не видно. Зато прекрасно видны Палаццо деи Камерленги (Palazzo dei Camerlenghi), справа, и Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi), слева.

Фондако деи Тедески, мост Риальто и палаццо деи Камерленги (Венеция, 2011 г.)

Эти два дворца предваряют мост Риальто, постепенно «выплывающий» из-за стен Дворца казначеев.

Мост Риальто, будучи одним из символов Венеции, в особом представлении не нуждается, и его-то уж точно невозможно пропустить, прогуливаясь по Гранд-каналу. Современный мост, как ни забавно это звучит в историческом контексте, был построен в конце XVI века и с тех пор сохранился без каких-либо значительных внешних изменений. Ему предшествовали несколько деревянных мостов, первый из которых, как считается, был наплавным и датируется XII веком.

Далее вапоретто пройдет под мостом и причалит к левому берегу Большого канала. Здесь можно сойти и продолжить прогулку по Венеции пешком. Однако мы вернемся к нашей экскурсии по Гранд-каналу, который готовит еще немало ярких впечатлений.

Прогулка по Гранд-каналу: