Первую часть экскурсии по Гранд-каналу мы закончили, едва миновав мост Риальто. Здесь продолжим нашу прогулку по направлению к площади Сан-Марко.
Сразу за причалами вапоретто можно видеть Палаццо Долфин-Манин (Palazzo Dolfin Manin), где когда-то жил последний дож Венеции Лодовико Манин (Lodovico Manin), а сейчас располагается венецианское отделение Банка Италии (Banca d'Italia). Следующий дворец на том же левом берегу носит название Палаццо Бембо (Palazzo Bembo). В настоящее время в его стенах этого находится выставочный зал, а верхний его этаж занимает небольшой отель, из окон которого можно любоваться прекрасным видом на Гранд-канал.
Еще дальше на левом берегу вы увидите дворцы Лоредан и Фарсетти (Ca' Loredan и Ca' Farsetti), которые чаще всего упоминаются в связке в силу внешнего сходства, а также, видимо, по той причине, что оба палаццо в настоящее время находятся в распоряжении муниципальных властей Венеции.
За ними уже виден отделанный мрамором фасад Палаццо Гримани ди Сан-Лука (Palazzo Grimani di San Luca), в котором находится апелляционный суд Венеции (Corte di Appello di Venezia).
На противоположном берегу Гранд-канала можно видеть Палаццо Пападополи (Palazzo Papadopoli) с характерными шпилями на крыше, подобными тем, что мы видели, проплывая мимо палаццо Беллони-Батталья, а чуть дальше – Палаццо Бернардо (Palazzo Bernardo). Своеобразной изюминкой последнего являются арки второго и третьего ярусов. Причем интересно не столько их оформление, сколько ассиметричность расположения. Далее, над уходящим вправо каналом Рио ди Сан-Поло (Rio di San Polo), возвышается еще один довольно необычный дворец – Палаццо Барбариго делла Террацца (Palazzo Barbarigo della Terrazza). Его главная особенность, нашедшая отражение в названии, – это терраса, находящаяся на уровне третьего этажа. Дворец Барбариго делла Террацца тесно соседствует с Палаццо Пизани-Моретта (Palazzo Pisani Moretta) – ярким образцом так называемой венецианской «цветочной» готики (обратите внимание на стрельчатые оконные арки второго и третьего яруса, явственно напоминающие своим видом лоджии Ка' д'Оро).
Тем временем вдали обнаруживается еще один дворец, увенчанный двумя шпилями, которые в данном случае можно даже назвать адмиралтейскими. Это – Палаццо Бальби (Palazzo Balbi). Его заказчик и первый владелец, Николо Бальби (Nicolo Balbi), по некоторым сведениям занимал должность «капитана Местре». (Местре – город, расположенный на материке, который в настоящее время находится под управлением муниципалитета Венеции) В настоящее время Палаццо Бальби является резиденцией президента региона Венето. На левом берегу, в свою очередь, стоит взглянуть на Палаццо Контарини делле Фигуре (Palazzo Contarini delle Figure), расположенный напротив палаццо Бальби, на изломе Гранд-канала. По всей видимости, этот дворец семьи Контарини получил дополнение «delle figure» благодаря декоративным элементам своего фасада.
Возвращаясь взглядом на правый берег Большого канала, невозможно не заметить выполненный в духе ка' д'Оро и палаццо Пизани-Моретта ажурный фасад дворца Ка' Фоскари (Ca' Foscari). В его стенах в наши дни располагается один из ведущих университетов Италии. Кроме того, ежегодно дворец становится важным участником Исторической регаты – на специальной плавучей платформе перед ка' Фоскари восседает жюри и проходит награждение победителей.
Слева к Ка' Фоскари примыкает Палаццо Джустиниан (Palazzo Giustinian) – дворец внушительных габаритов (особенно в длину) с узнаваемыми четырехлистниками в оформлении арок третьего яруса. Иногда его название и вовсе употребляют во множественном числе – палацци (т.е. дворцы) Джустиниан. Объясняются же и внушительность габаритов, и множественное число тем фактом, что палаццо Джустиниан – это фактически два отдельных дворца, изначально принадлежавших разным ветвям семьи Джустиниан. Со временем дворцы были объединены единым фасадом, выходящим на Гранд-канал.
Продолжая скользить глазами по правому берегу канала, вы, наверняка, остановите взгляд на барочном фасаде трехъярусного дворца Ка' Реццонико (Ca' Rezzonico), в котором располагается довольно интересный музей Венеции XVIII века. Строительство этого палаццо было начато Бальдассаре Лонгеной во второй половине XVII века. Однако в 1682 году Лонгена умер. В конечном итоге, ка' Реццонико был достроен уже в середине XVIII века архитектором Джорджо Массари (Giorgio Massari), авторству которого, к слову, принадлежит расположенный напротив, т.е. на левом берегу Гранд-канала, Дворец Грасси (Palazzo Grassi), выполненный в неоклассическом стиле. Палаццо Грасси в настоящее время также, как и ка' Реццонико, имеет непосредственное отношение к миру искусства – здесь функционирует выставочный зал.
Справа от палаццо Грасси, чуть в глубине за остановкой вапоретто, видна колокольня церкви Сан-Самуэле (Chiesa di San Samuele), которая существует приблизительно с конца X – начала XI вв. Ее современный вид относится к концу XVII столетия, когда она была практически полностью перестроена.
Однако вернемся к правому берегу. Здесь стоит обратить внимание на небольшой дворец с оригинальной террасой на первом этаже. Это – Палаццо (или «палацетто», т.е. «маленький дворец») Стерн (Palazzo/Palazetto Stern), сочетающее в себе черты традиционного венецианского стиля и авангардизма XX века (в XX веке дворец был подвергнут основательной реконструкции).
И снова обратимся к левому берегу, где вскоре перед Вами предстанет Ка' дель Дука (Ca' del Duca). Хотелось бы сказать, что предстанет во всей красе, но в действительности никакой особенной красотою фасад этого дома не отличается, и лишь небольшой фрагмент в основании его правого крыла намекает на то, каким бы мог быть этот дворец. Строительство палаццо было первоначально заказано семьей Корнер (Corner). Позже, в середине XV века, недостроенный дворец был приобретен миланским герцогом Франческо Сфорцей (Francesco Sforza), но дело так и не было доведено до конца. Здание, надстроенное над сохранившимся фрагментом XV века, которое мы можем видеть сегодня, относится к XIX веку.
Расположенному чуть дальше Палаццо Джустиниан-Лолин (Palazzo Giustinian Lolin, очередное здание с двумя башенками-обелисками на кровле), повезло гораздо больше. Дворец был построен в XVII веке и сохранился без существенных изменений, лишившись разве что барельефов, некогда украшавших третий ярус его фасада.
Прямо по курсу можно видеть Мост Академии (Ponte dell'Accademia), сооруженный из дерева. Это – последний мост, который встретится Вам на пути к площади Сан-Марко. Он был сконструирован в 30-х годах XX века, придя на смену прямолинейному металлическому мосту, который был построен в середине XVIII века. Вообще, деревянный мост был временным решением, и вместо него планировалось построить мост каменный, однако эти планы так и не реализовались. В 80-х гг. XX века деревянный мост был реконструирован. Тогда были заменены все деревянные детали, а также добавились металлические арки, призванные укрепить конструкцию. В настоящее время дискуссии о судьбе моста Академии продолжаются, поскольку с точки зрения климатических условий Венеции дерево слишком непрактично в содержании и обслуживании.
Сразу же за мостом Академии, слева, открывается вид на желто-белый Палаццо Кавалли-Франкетти (Palazzo Cavalli Franchetti), который приобрел свои современные очертания в результате масштабной реконструкции, предпринятой во второй половине XIX века. Сейчас на территории дворца Кавалли-Франкетти работают выставочные залы, а также проводятся всевозможные конференции и другие мероприятия.
Следующий дворец по левому берегу носит название Палаццо Барбаро (Palazzo Barbaro). Подобно упоминавшемуся выше палаццо Джустиниан, он представляет собою комплекс из двух зданий, что в данном случае вполне очевидно. Более древняя левая часть возведена предположительно архитектором Джованни Боном (Giovanni Bon), также приложившим руку к созданию Ка' д'Оро. Правая часть принадлежит работе Антонио Гаспари (Antonio Gaspari), о котором мы тоже говорили в первой части экскурсии в контексте строительства Ка' Пезаро.
На дальнем плане по центру уже видны купола одной из красивейших церквей Венеции Санта-Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute). Но не будем забегать вперед.
Если вы переведете взгляд направо, то увидите пестрый фасад Палаццо Барбариго (Palazzo Barbarigo), выложенный мозаикой из муранского стекла. Мозаичные картины посвящены двум историческим сюжетам: слева изображена встреча короля Карла V и Тициана, а справа – посещение острова Мурано королем Генрихом III. Таким спорным на взгляд многих ценителей венецианской архитектуры убранством дворец обзавелся в конце XIX века, после того как был приобретен семьей владельцев стекольного производства.
Еще дальше виден белый мраморный фасад недостроенного Палаццо Веньер деи Леони (Palazzo Venier dei Leoni), в котором располагается Коллекция Пегги Гуггенхайм (Collezione Peggy Guggenheim), включающая работы Дали, Пикассо, Кандинского и других именитых художников в основном XX века.
В этом месте стоит обратить внимание, по меньшей мере, еще на одно здание, находящееся на противоположном берегу Гранд-канала. Речь о Палаццо Корнер делла Ка' Гранда (Palazzo Corner della Ca' Granda). Дворец этот неоднократно перестраивался, меняя свой облик. Неизменно сохранялись, пожалуй, только его величественность и монументальность. Сейчас этот роскошный дворец принадлежит провинции Венеция (Provincia di Venezia). В частности, здесь располагается префектура. А вот так выглядел Гранд-канал в этом месте в XVIII веке.
Чуть дальше, только уже опять на правом берегу, находится не столь монументальное, но не менее интересное здание Ка' Дарио (Ca' Dario). Оно было построено в конце XV века и запоминается, прежде всего, благодаря оригинальным сферическим узорам своего фасада. Этот дворец окутан тайнами и сплетнями о висящем над ним проклятии, поскольку многих его владельцев постигала преждевременная смерть. В пятидесяти метрах от Ка' Дарио красуется еще один дворец, фасад которого подобно палаццо Барбариго украшен мозаикой из разноцветного муранского стекла. Это – Палаццо Сальвьяти (Palazzo Salviati).
Наконец, на левом берегу Большого канала стоит взглянуть на небольшой, но весьма изящный дворец Контарини-Фазан (Palazzo Contarini Fasan). Впрочем, настоящее сокровище Гранд-канала находится напротив.
Базилика Санта-Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) и вправду производит неизгладимое впечатление. Это, пожалуй, главное творение Бальдассаре Лонгены, о котором мы не раз упоминали по ходу нашей экскурсии. Базилика была возведена середине XVII века (с 1630-х по 1680-е гг.) в честь избавления города от чумы, постигшей его в 1630-м году. Ежегодно 21 ноября в Венеции отмечается, должно быть, самый нетуристический праздник в честь Богоматери Исцелительницы (Festa della Madonna della Salute). Многие венецианцы считают своим долгом посетить базилику Санта-Мария делла Салюте в этот день, ввиду чего специально сооружается понтонный мост, который позволяет быстро добраться до базилики с левого берега Большого канала.
Сразу же за базиликой делла Салюте открывается довольно широкое водное пространство. Отсюда – отличный вид на Дворец дожей (Palazzo Ducale) и пьяцетту Сан-Марко (Piazzetta San Marco). На этом экскурсия по Гранд-каналу подходит к своему логическому завершению. Скоро вапоретто причалит к берегу и вы сможете прогуляться по одному из самых популярных туристических районов Венеции.
- Часть 1. От вокзала Санта-Лючия до моста Риальто
- Часть 2. От моста Риальто до площади Сан-Марко